Вы знаете каким будет ваше утро после того как вы придёте на своё рабочее место? Если да и даже если в общих чертах, то начало вашего рабочего дня можно считать однообразным. Для меня начала каждого нового рабочего дня — всегда что-то новое и неожиданное. Сегодня, только вошла, меня заприметил Depils и пригласил всех на завтрак ... сразу после того, как я опубликую что-то про физику, космос, науку.
Часто сама мысль о прогнозировании в науке вызывает возражения. Это в общем-то понятно. Ведь самое характерное в фундаментальной науке — неожиданность ряда крупных открытий. И высказывать категоричные суждения о перспективах того или иного направления — дело довольно опасное. Тем не менее, если не пытаться устанавливать сроки, многое можно все-таки предвидеть даже в развитии фундаментальных исследований.
Возьмем астрофизику. После второй мировой появилась радиоастрономия. Если заняться прогнозами, то можно с уверенностью сказать, что радиоастрономия еще не раз удивит ученых своими открытиями. Но будущее за рентгеновской астрономией. Она позволяет обнаруживать те далекие звезды, оболочки которых состоят из чрезвычайно горячей — десятки миллионов градусов — плазмы. Она же может принести сведения и о химическом составе этой плазмы. Успехи привнесла в науку гамма-астрономия — прием гамма-излучений небесных объектов.
Ждет решения еще одна загадка. Гамма-всплески неизвестного происхождения. Неизвестно даже, откуда они идут. Можно лишь полагать, что до нас донеслись отзвуки каких-то гигантских даже по космическим меркам катастроф. То ли это взрывы на звездах нашей Галактики, то ли рождаются сверхновые звезды, то ли гибнут ядра далеких галактик.

В будущем астрономия станет воистину всеволновой. И тогда вселенная наконец предстанет во всем своем многообразии. Чем именно поразит она нас, мы пока не знаем. Но ведь в этом-то и прелесть охоты за знанием.
Обзор перспектив астрофизики будет неполным, если не упомянуть хотя бы кратко еще о двух направлениях, уже не связанных с регистрацией электромагнитных излучений. Не стоит ограничиваться нейтринной и гравитационной астрономией; можно ждать новостей и от такого известного метода получения астрономической информации, как изучение космических лучей.
О нейтрино — этих элементарных частицах, обладающих колоссальной проникающей способностью (они свободно пронизывают, например, нашу планету), писалось уже немало. Были сделаны попытки их регистрации. Речь идет о нейтрино, испускаемых Солнцем, точнее, той центральной областью светила, где работает его термоядерный реактор. Пока физики не научились уверенно ловить эти частицы. Перспективы это откроет захватывающие. Ведь тогда мы сможем «заглянуть» в самый центр Солнца. Нейтрино будут рассказывать о взрывах сверхновых звезд, об образовании нейтронных звезд.
И наконец, гравитационная астрономия. Гравитационные волны пока никто еще нельзя регистрировать в полной мере, хотя теоретики не сомневаются в их существований. Они очень слабы, и для их обнаружения нужны приборы с колоссальной чувствительностью.
На этом пожалуй всё. Думаю я выполнила поручение и... Как вы понимаете, мы всей нашей дружной компанией уже собираемся на завтра. Пусть и ваш день начинается с неожиданный приятностей.
