Каргополь – небольшой городок на юго-западе Архангельской области, спокойный, душевный и самобытный. Это один из уголков русского Севера, где время течет своим ходом, не вступая в противоречие с эпохой и в то же время сохраняя особую, человеческую мерность. Здесь мы оказались по пути к нашим друзьям, нас ожидала тёплая встреча, приятный посиделки и , но мы решили воспользоваться их советом и попутно посетить Каргополь. Город не истоптан туристами, почти не разрекламирован и лишь внимательному доброму взору открывает свою сокровенную суть. Любопытно, что местные жители почти не окают, подобно вологодским соседям, лишь звук «ч» заменяют на «ц» («цасовенка», «цасики»…). А еще здесь живут особые собаки-дворняжки: низенькие, коротконогие, по-своему блюдущие чистоту породы.

Каргополь возник у истока реки Онеги из озера Лаче – на развилке новгородских и поморских торговых путей. По одной из версий, название его перекликается с финским словосочетанием «медвежья сторона». Впрочем, истинное происхождение топонима покрыто тайной, как и возраст города. Правда, Гаврила Романович Державин в свое время вычитал в монастырской летописи, что Каргополь основан в 1146 году – на год раньше Москвы. Местным жителям эта версия весьма по душе.

Испокон веку Каргополь жил тихой размеренной жизнью, обустраиваясь и торгуя беломорской солью. Был сперва частью Новгородчины, а потом перешел под власть московитов. Вихри большой истории ворвались сюда в Смутные времена, когда горожанам удалось сдержать три польских приступа. Именно тогда для защиты Каргополя были построены земляные валы с острогом, прозванные Валушками и хорошо видные по сей день. После Смуты Каргополь, прошедший испытание на стойкость, превратился в процветающий город. Начал украшаться белокаменными храмами и к середине XIX столетия обрел свой нынешний облик, на котором мало отразилась советская эпоха – за исключением сноса пары монастырей и сооружения памятника Ленину. Даже учреждение здесь в 30-е годы лесоповального Каргопольлага сослужило хорошую службу: среди политзаключенных было много представителей интеллигенции, превративших место ссылки в город высокой культуры. Кстати, к «тюремным» обстоятельствам богоспасаемому Каргополю было не привыкать: сюда издавна ссылались противники московской власти, полководцы-неудачники и разведенные царские жены.

В современном Каргополе по-прежнему нет ни одного многоэтажного дома: ландшафт ровный, старинный, практически былинный. Деревянные постройки крепкие, надежные, похожие на сундуки. Здесь множество любопытных купеческих особняков. Но самые высокие здания – церкви: Воскресенская, прозванная «предивной», Вознесенская, Благовещенская, Введенская (в ее подвале расположена небольшая выставка, посвященная эпохе лагерей). Древнейшее каменное сооружение – Христорождественский собор, воздвигнутый в XVI столетии и приютивший в своих стенах филиал краеведческого музея. Практически во всех этих постройках допетровская старина перекликается с барочными нововведениями – трогательными в своей наивности. В Троицкой церкви действует занятная экспозиция под названием «Магия народного искусства», представляющая старинные кованые изделия, среди которых медвежий капкан XVIII века. А в Центре народных ремесел «Берегиня» можно познакомиться с традиционными северными промыслами, среди которых – каргопольская глиняная игрушка.
