У нас довольно большая семья. У моего прадеда было трое детей: моя мама, ее старший брат и младшая сестра. В детстве мы с братом и двоюродные сестры всегда отправлялись в деревню на все лето. Там было хоть и трудно — нас, городских детей, заставляли работать в огороде, ходить за ягодами, пасти коров, — но и весело одновременно: мы ходили на речку, жгли по вечерам костры. А в подростковом возрасте там же у нас были первые влюбленности.
Брат меня младше на пять лет, в школьные годы разница казалась колоссальной, а потому лучшей моей подружкой была двоюродная сестра Лиза, младшая дочка дяди Сережи: она старше меня всего на полгода, мы даже в школу пошли одновременно.
Мы с родителями жили в Москве, а Лиза — в Тамбове. Конечно, разъезжаясь по домам, мы не прекращали общения: мобильных и интернета тогда не было, но существовала междугородка и обычные бумажные письма.
Переписываться было очень здорово! Сначала листы заполнялись новостями и картинками, а потом укладывались в конверт, на который обязательно нужно было наклеить марку. Конверт опускался в специальный ящик на почте, а дальше следовало долгое ожидание ответа. И какое счастье накрывало, когда он наконец-то приходил!
Мы выросли, но общаться не перестали. К сожалению, бабушка с дедушкой умерли, и в деревню стало ездить не к кому. Да и не могли мы уже позволить себе проводить все лето на природе — каникулы закончились вместе со школой и институтом.
Лиза вышла замуж, родила дочку. У меня же дети появились чуть позже: разница между моим старшим сыном и Катей — семь лет. Поскольку жили мы в разных городах, да и разница в возрасте была большой, наши первенцы не были друзьями. Да и мы нечасто ездили, друг к другу в гости: все больше по телефону общались да на семейных праздниках.
Но вот Катя выросла, окончила школу, потом институт, устроилась на работу и очень скоро поняла, что в Тамбове ей... тесно: решила покорять столицу. Лиза всегда поддерживала любые начинания дочери, да и она у нее — просто умница. Отличница, всегда много читала, вуз закончила с красным дипломом.
Было одно «но»: в Москве Кате нужно было где-то остановиться на первое время, ведь снимать жилье очень дорого. Тамбовские доходы не позволяли арендовать даже комнату, а отправлять ребенка в общежитие страшно — тут я Лизу понимаю.
А потому сестра позвонила мне и попросила разрешения поселить девочку у нас. Возможность такая есть: в квартире нашей четыре комнаты, и гостиной мы почти не пользуемся. Если где и собираемся все вместе, то на кухне. Конечно, я не отказала! Но, положа руку на сердце, могу признаться: перспектива жизни хоть и с родным, но практически незнакомым мне человеком меня и пугала, и напрягала. Но отказать любимой кузине я не могла.
Катя приехала в декабре. Я не знала ее в быту, но она действительно оказалась очень хорошей девочкой: чистоплотной, аккуратной, всегда спрашивала разрешения, если что-то было нужно. Одно «но»: Катя оказалась настоящей совой. Она просыпалась ближе к полудню, а ложилась, соответственно, под утро. Мне же из-за работы приходилось подниматься ни свет ни заря.
Раздражение накапливалось, все усугублялось приближением Нового года — суматоха, поиск подарков. И вот однажды, практически накануне праздника, я сорвалась. В тот день мы собирались с мужем ехать в магазин — делаем мы это в выходные по утрам. Катя же благополучно спала в своей комнате — то есть нашей гостиной.
Мне туда совсем не было нужно, но я как-то прямо взбесилась: заходила чуть не каждые десять минут. Девочка же, как будто меня не замечала, и это злило еще больше. И вот, в очередной раз, войдя к спящей Кате, я ее разбудила. Помню, отругала ее за то, что она до полудня валяется в постели. Высказала я и свои сомнения по поводу поиска работы с таким режимом, и свои мысли о вечном проживании в нашем доме. И закончила тем, что Катя совершенно не помогает мне по дому, а на носу — Новый год. Честно говоря, это была неправда: племянница всегда предлагала помощь, отзывалась на любую просьбу. Но Остапа, как говорится, понесло.
Сонная Катя ничего толком не поняла, спросила, что нужно сделать. Но я хлопнула дверью и уехала за покупками. А когда вернулась, Кати и след простыл...
Конечно, я перепугалась не на шутку! Что я скажу сестре? И за девочку я, разумеется, волновалась. Но мудрый ребенок оставил на столе записку: «Тетя Вера, мои тамбовские друзья наконец-то сняли квартиру, и я могу пожить у них. Простите, что так по-английски уехала, но они заскочили за мной на машине — в другое время им было неудобно. Я позвоню!» И вот тут на меня накатила совесть! Может быть, конечно, действительно все было именно так, как описывала Катя в своем письме. Но уж больно странное совпадение! К тому же я не понимала, как буду оправдываться перед Лизой.
Но этого делать не пришлось: через час сестра сама позвонила мне, чтобы... извиниться за исчезновение дочери. Она объяснила, что все произошло совершенно неожиданно, а тащить вещи на метро и автобусах-троллейбусах было бы тяжело: друзья девочки жили в противоположном конце Москвы.
Все разрешилось, но в моей душе остался настоящий камень: не могу себе простить того срыва, хоть и прошло уже больше десяти лет.
Я много раз извинялась перед Катей за свое поведение в тот злополучный день, девочка же всегда улыбалась и говорила, что спросонья даже толком ничего не поняла. А настроения плохие, мол, бывают у всех. Но мне все равно не по себе: если бы я могла повернуть время вспять, я бы держала тогда себя в руках. И как знать: возможно, Катя и правда уехала бы к друзьям в то утро, но я бы себя не корила.
Комментарии психолога
Здравствуйте, дорогая Вера! Как вы строги с собой! Ошибке, которую вы совершили, уже столько лет, а простить себя вы никак не решаетесь. А это нужно сделать обязательно, ведь негативные воспоминания действительно портят вам и нервы, и жизнь. К тому же несложно догадаться, что вы уже не молоды, а значит и на здоровье ненужные переживания могут отразиться.
Самый простой способ перестать корить себя — это поверить Екатерине. Даже если она к своим тогда еще юным годам и была настолько мудра и деликатна, чтобы сообразить уйти от надвигающегося конфликта, она действительно могла и не понять, что произошло. По ее режиму на часах была еще глубокая ночь, а это значит, что она и правда крепко спала. А ситуация с переездом оказалась как нельзя более кстати: жизнь сама все расставила по местам.
Вы же в своих переживаниях готовы притянуть любые факты к тому, что, возможно, даже не имеет отношения к делу.
То, что племянница не приезжает к вам в гости, ни о чем не говорит. Вспомните: ведь и раньше она не часто к вам захаживала, потому, что толком не была с вами знакома. А переехав на другой конец столицы, устроившись на работу, а позже и обзаведясь семьей, девушка просто не имела свободного времени, чтобы доехать до вас.